Рафаэль Санти
Главная

Рафаэль Санти (1483–1520) Итальянский художник и архитектор

Рафаэль Санти биография и творчество художника

Рафаэль, итальянец полностью Рафаэлло Санцио или Рафаэлло Санти (родился 6 апреля 1483 года, Урбино, герцогство Урбино [Италия] – умер 6 апреля 1520 года, Рим, Папская область [Италия]), главный художник и архитектор итальянского Высокого Возрождения. Рафаэль наиболее известен своими Мадоннами и композициями с большими фигурами в Ватикане. Его работы восхищаются ясностью формы и легкостью композиции, а также визуальным воплощением неоплатонического идеала человеческое величие.

Ранние годы в Урбино
Рафаэль был сыном Джованни Санти и Магии ди Баттиста Чарла; его мать умерла в 1491 году. По словам художника и биографа XVI века, его отец был Джорджо Вазари, художник, «не имеющий больших заслуг». Однако он был культурным человеком, находившимся в постоянном контакте с передовыми художественными идеями, распространенными при дворе Урбино . Он дал своему сыну первое обучение живописи и перед своей смертью в 1494 году, когда Рафаэлю было 11 лет, при дворе познакомил мальчика с гуманистической философией .

Урбино стал центром культуры во время правления герцога Федерико да Монтефельтро, который поощрял искусство и привлекал к себе людей выдающихся талантов, в том числе Донато Браманте, Пьеро делла Франческа и Леон Баттиста Альберти к своему двору. Хотя Рафаэль находился под влиянием крупных художников Флоренции и Рима, Урбино составлял основу для всего его последующего обучения. Кроме того, культурная жизнеспособность города, вероятно, стимулировала исключительную не по годам развитость молодого художника, который даже в начале XVI века, когда ему едва исполнилось 17 лет, уже проявил необычайный талант.

Стажировка в Перудже
Дата прибытия Рафаэля в Перуджу не известна, но несколько ученых относят ее к 1495 году. Первое упоминание о деятельности Рафаэля как художника находится там в документе от 10 декабря 1500 года, в котором говорится, что молодой художник, к тому времени названный «Мастеру» было поручено нарисовать алтарь, который должен быть завершен к 13 сентября 1502 года. Из этого ясно, что Рафаэль уже представил доказательства своего мастерства, настолько, что между 1501 и 1503 годами он получил довольно важное поручение – краситьКоронация Девы на Одди капеллы в церкви в Сан – Франческо, Перуджа. Великий умбрийский мастер Пьетро Перуджино выполнял фрески в Колледже дель Камбио в Перудже между 1498 и 1500 годами, что позволило Рафаэлю, как члену его мастерской, получить обширные профессиональные знания.
Помимо этой практической инструкции, Рафаэля повлиял и на спокойный изысканный стиль Перуджино . ВВыдача ключей апостолу Петру , окрашенными в 1481-82 Перуджино для Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце , вдохновленный первую большую работу Рафаэля,Женитьба Богородицы (1504 г.). Влияние Перуджино проявляется в акценте на перспективе , в ступенчатых отношениях между фигурами и архитектурой и в лирической сладости фигур. Тем не менее, даже на этой ранней картине ясно, что чувствительность Рафаэля отличалась от чувствительности его учителя. Расположение фигур менее жестко связана с архитектурой, и расположение каждой фигуры по отношению к другим более неформальным и анимированные. Сладость фигур и нежная связь между ними превосходит все в творчестве Перуджино.

Три небольшие картины, написанные Рафаэлем вскоре после свадьбы Богородицы – « Видение рыцаря», « Три грации» и « Святой Михаил», – великолепные образцы повествовательной живописи, демонстрирующие, помимо юношеской свежести, способность созревания управлять элементами его собственный стиль. Хотя он многому научился у Перуджино, к концу 1504 года Рафаэлю потребовались другие модели для работы; ясно, что его стремление к знаниям заставляло его смотреть дальше Перуджи.

Переезд во Флоренцию Рафаэля
Вазари смутно рассказывает, что Рафаэль последовал за перуджийским художником Бернардино Пинтуриккио в Сиену, а затем отправился во Флоренцию, привлеченный туда отчетами о работах, которые Леонардо да Винчи и Микеланджело занимался в этом городе. К осени 1504 года Рафаэль обязательно прибыл во Флоренцию. Неизвестно, был ли это его первый визит во Флоренцию, но, как свидетельствуют его работы, примерно в 1504 году он впервые вошел в существенный контакт с этой художественной цивилизацией, которая укрепила все идеи, которые он уже приобрел, а также открыла ему новые и более широкие горизонты. Вазари отмечает, что он изучал не только работы Леонардо, Микеланджело и фра Бартоломео, которые были мастерами Высокого Возрождения, но и «старые вещи Мазаччо », пионера натурализма, ознаменовавшего уход раннего Возрождения. из готики .

И все же его главными учителями во Флоренции были Леонардо и Микеланджело. Многие из работ, выполненных Рафаэлем в период между 1505 и 1507 годами, в первую очередь большая серия Мадонны, в том числе Мадонна Щегла (ок. 1505), Мадонна дель Прато (ок. 1505), Мадонна Эстерхази (ок. 1505–07) и La Belle Jardinière (ок. 1507), отмечены влиянием Леонардо, который с 1480 года внес великие новшества в живопись . На Рафаэля особенно повлияла картина Леонардо « Мадонна с младенцем и святой Анной», которая отличается интимностью и простотой постановки, необычной для искусства 15 века. Рафаэль изучил флорентийский метод построения своей композиции в глубину с пирамидальными фигурами масс; фигуры сгруппированы как единое целое, но каждая сохраняет свою индивидуальность и форму. Новое единство композиции и подавление несущественного отличает работы, написанные им во Флоренции. Рафаэль также многим обязан световой технике Леонардо; он умеренно использовал светотени (т. е. сильный контраст между светом и тьмой), и на него особенно повлияли его сфумато (т. е. использование очень тонкой мягкой штриховки вместо линии для очерчивания форм и особенностей). Рафаэль вышел за пределами Леонардо, однако, в создании новых типов фигуры , чьи круглом, нежные лица показывают несложные и типично человеческие чувства , но поднятые к возвышенным совершенству и спокойствию.

В 1507 году Рафаэлю было поручено написать Свержение Христа . В этом произведении очевидно, что Рафаэль намеренно учился у Микеланджело выразительным возможностям анатомии человека. Но Рафаэль отличался от Леонардо и Микеланджело, которые были живописцами мрачной интенсивности и волнения, тем, что хотел разработать более спокойный и экстравертный стиль, который служил бы популярной, общедоступной формой визуального общения.

Последние годы в Риме Рафаэля
Рафаэль был призван в Рим в конце 1508 года Папой.Юлий II по предложению архитектора Донато Браманте . В то время Рафаэль был малоизвестен в Риме, но вскоре молодой человек произвел глубокое впечатление на непостоянного Юлия и папский двор, и его авторитет как мастера рос день ото дня. Рафаэль был наделен красивой внешностью и большим личным обаянием в дополнение к своим потрясающим художественным талантам, и в конце концов он стал настолько популярным, что его стали называть «принцем художников».

Рафаэль провел последние 12 лет своей короткой жизни в Риме. Это были годы лихорадочной деятельности и смены шедевров. Его первой задачей в городе было написать цикл фресок в анфиладе средних комнат вПапские апартаменты Ватикана, в которых жил и работал сам Юлий; эти номера известны просто как Stanze. Станца делла Сегнатура (1508–1511) и Станца д’Элиодоро (1512–1514) были практически полностью декорированы самим Рафаэлем; фрески в Stanza dell’Incendio (1514–1517), хотя и были спроектированы Рафаэлем, в основном были выполнены его многочисленными помощниками и учениками.

Украшение Станца делла Сегнатура была, пожалуй, величайшим произведением Рафаэля. Юлий II был высококультурным человеком, окружавшим себя наиболее выдающимися личностями эпохи Возрождения . Он поручил Браманте построить новую базилику Святого Петра, чтобы заменить первоначальную церковь 4-го века; он призвал Микеланджело казнить его гробницу и заставил его против его воли украсить потолок Сикстинской капеллы ; и, почувствовав гений Рафаэля, он передал в его руки интерпретацию философской схемы фресок Stanza della Segnatura. Эта тема была историческим обоснованием могущества Римско-католической церкви. через неоплатоническую философию.

Четыре главные стены в Stanza della Segnatura заняты фресками Disputa и Афинской школой на больших стенах и Парнасом и Кардинальными добродетелями на меньших стенах. Двумя наиболее важными из этих фресок являются Диспута и Школа Афин . Disputa , показывая небесное видение Бога и его пророков и апостолов выше сборища представителей, в прошлом и настоящем, Римско-католическая церковь, приравнивает через иконографию торжество церкви и торжество истины. Афинская школа представляет собой сложную аллегорию из светского знания, или философии, показывая Платона и Аристотеля в окружении философов прошлого и настоящего в великолепном архитектурном окружении; она иллюстрирует историческую преемственность в платоновской мысли. Афинская школа , пожалуй, самый известный из фресок всех Рафаэля, и один из кульминационных искусства Высокого Возрождения. Здесь Рафаэль заполняет упорядоченное и стабильное пространство фигурами в большом разнообразии поз и жестов, которыми он управляет, чтобы одна группа фигур переходила в другую в переплетении и взаимосвязанном узоре, привлекая внимание к центральным фигурам Платона и Аристотеля в точке схождения перспективного пространства. Пространство, в котором собираются философы, определяется пилястрами и цилиндрическими сводами. великолепной базилики , основанной на дизайне Браманте для нового собора Святого Петра в Риме. Общий эффект фрески – величественное спокойствие, ясность и уравновешенность.

Примерно в то же время, вероятно, в 1511 году, Рафаэль написал более светский сюжет, Триумф Галатеи на вилле Фарнезина в Риме; эта работа была, пожалуй, самым удачным воплощением живого духа классической древности в эпоху Высокого Возрождения. Между тем, украшение папских покоев Рафаэлем продолжалось после смерти Юлия в 1513 году и в последующий понтификат Лев X до 1517 года. В отличие от обобщенных аллегорий в Stanza della Segnatura, украшения во второй комнате,Станца д’Элиодоро изображает конкретные чудесные события в истории христианской церкви. Четыре основных темы: Изгнание Гелиодора из храма, Месса в Больсене, Освобождение святого Петра и Льва I, останавливающего Аттилу. Эти фрески глубже и богаче по цвету, чем в предыдущей комнате, и они демонстрируют новую смелость со стороны Рафаэля, как в драматических сюжетах, так и в необычных световых эффектах. Например, «Освобождение святого Петра» – это ночная сцена, в которой есть три отдельных световых эффекта: лунный свет, факел, который несет солдат, и сверхъестественный свет, исходящий от ангела. Рафаэль поручил своим помощникам украсить третью комнату, Stanze dell’Incendio, за исключением одной фрески, Пожар в Борго, в котором явно очевидны его поиски более драматических сценарных событий и его продолжающееся изучение обнаженного мужчины.

Мадонны, которые Рафаэль нарисовал в Риме, показывают, что он отворачивается от безмятежности и мягкости своих ранних работ, чтобы подчеркнуть качества энергичного движения и величия. Его « Мадонна Альба» (1508) олицетворяет безмятежную сладость флорентийских мадонн, но демонстрирует новую зрелость эмоционального выражения и высочайшую техническую изысканность в позах фигур. За ней последовали Мадонна ди Фолиньо (1510 г.) и Сикстинская Мадонна (1513 г.), которые демонстрируют как богатство цвета, так и новую смелость композиционных изобретений, типичных для римского периода Рафаэля. Некоторые из его поздних Мадонн, такие как Мадонна Франциска I , отличаются отточенной элегантностью.

Помимо других своих достижений, Рафаэль стал самым важным портретистом в Риме в течение первых двух десятилетий 16 века. Он ввел новые типы презентаций и новые психологические ситуации для своих натурщиков, как это видно на портрете Льва X с двумя кардиналами (1517–1519). Лучшая работа Рафаэля в этом жанре – это, пожалуй, « Портрет Бальдассара Кастильоне» (1516 г.), блестящее и захватывающее исследование характера.

Лев X поручил Рафаэлю спроектировать 10 больших гобеленов, чтобы повесить их на стеныСикстинская капелла . Семь из 10 карикатур (полноразмерные подготовительные рисунки) были завершены к 1516 году, а гобелены, сотканные по ним, были повешены в часовне к 1519 году. Эти карикатуры представляют собой обвинение Христа Петру, Чудесный улов рыб , Смерть Анания , Исцеление хромого , Ослепление Елимы , Жертвоприношение в Листре и Св. Павел проповедует в Афинах . На этих фотографиях Рафаэль создал прототипы , которые повлияли на европейскую традициюповествовательная история живописи на века. Мультфильмы демонстрируют острое чувство драмы Рафаэля, его использование жестов и мимики для изображения эмоций, а также его включение достоверных физических условий, как из мира природы, так и из мира древних римлян архитектура.

Работая над Stanza della Segnatura, Рафаэль также выполнил свою первую архитектурную работу, спроектировав церковь Сант-Элихио-дельи-Оречи. В 1513 году банкирАгостино Киджи , виллу Фарнезина которого Рафаэль уже украсил, поручил ему спроектировать и украсить его погребальную часовню в церквиСанта-Мария-дель-Пополо . В 1514 году Лев X выбрал его для работы надбазилика Святого Петра рядом с Браманте; когда позже в том же году умер Браманте, Рафаэль взял на себя руководство работой, преобразовав планы церкви из греческого, или радиального, в латинский, или продольный.

Рафаэль также был увлеченным исследователем археологии и древней греко-римской скульптуры, отголоски которой очевидны в его картинах, изображающих человеческую фигуру римского периода. В 1515 году Лев X поручил ему надзор за сохранением мрамора с ценными латинскими надписями; два года спустя он был назначен уполномоченным по древностям города и составил археологическую карту Рима. К этому времени Рафаэль был назначен ответственным за практически все различные художественные проекты папства в Риме, включая архитектуру, картины и украшения, а также сохранение древностей.

Последний шедевр Рафаэля – это Преображенский (заказанный Джулио Кардиналом Медичи в 1517 году), огромный алтарь, который был незакончен к моменту его смерти и завершен его помощником Джулио Романо . « Преображение» – сложное произведение, сочетающее в себе крайнюю формальную полировку и элегантность исполнения с атмосферой напряжения и насилия, передаваемой взволнованными жестами тесно переполненных групп фигур. Он показывает новую чувствительность, похожую на предвидение нового мира, бурного и динамичного; по своему чувству и композиции он положил начало движению маньеризма и склонен к выражению, которое можно даже назвать барокко .

Рафаэль умер в свой 37-й день рождения, через несколько дней после того, как заболел лихорадкой. Его поминальная месса была совершена в Ватикане, его Преображение было помещено в изголовье гроба, а его тело было похоронено в Пантеоне в Риме.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *